МЕТОДИЧЕСКАЯ КАПИЛКА

Игра – эмоции для познавательной активности

Аннотация: Познание окружающего мира через эмоциональные переживания в игре.
На сегодняшний день, в наше активно развивающееся время, маленькому открывателю нужно усвоить и освоить много нового для его дальнейшей жизни. «Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний»[5]. Переживания, которые испытывает ребенок во время игры, помогают ему наиболее полно создать общую картину представления об окружающем. Монолог педагога не вызывает такого эмоционального интереса к познанию нового как игра.   
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество нуждается в активной личности, способной к  познавательно-деятельной самореализации. Ориентация последних лет педагогического процес­са дошкольного образовательного учреждения на усвоение большого объема знаний является малопродуктивной. С одной стороны, информа­ция в современном мире стремитель­но обновляется и увеличивается, поэтому становится невозможным на­учить всем знаниям и даже их осно­вам. С другой стороны, психологиче­ские и физиологические особенности детей дошкольного возраста в этом смысле ограниченны: понимание и усвоение многих вещей, явлений и событий приходит с опытом. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов.
Цель нашей работы: рассмотреть эмоциональный фон во время игры, способствующий  развитию познавательных интересов у дошкольников.
Понятийность познавательной деятельности рассматривают многие ученые и с разных сторон. Проблемой развития познавательного интереса занимались такие ученые как Г. И. Щукина, В. А.  Сластенин,  А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, как разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова), как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Н.А. Половникова), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина, А.И. Раев, Г.Ц. Молонов, А.З. Иоголевич, Т.Д. Сарториус, З.Ф. Чехяова, Г.И. Щукина). Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность».
Опираясь на приведённые точки зрения, а также на работы М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина и Т.Д. Сарториус, убедительно доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, мы определяем познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности [29, с.345].
В дошкольном возрасте развитие познавательной активности меняется в зависимости от развития ребенка, его познавательного интереса.
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Р.Морозова Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности. Это свойственно и ребенку, находящемуся на начальной ступени развития познавательной активности.
Изначально малыш начинает познавать мир через игру, а именно через те чувства и ощущения, которые они у него вызывают. Играя с погремушкой, малыш испытывает восторг, который способствует запоминанию и усвоению полученных навыков. Положительные эмоции во время игры помогают в формировании новых знаний и умений.
Веселые задания помогают в процессе игры узнать много нового и прочно закрепить знания. Выполняя хорошо иллюстрированные задачи, ребенок весело проведет время и получит заряд хорошего настроения.
Наше предположение рассматривали на основе игры «Художественная галерея». Создание Художественной Галереи  в группе – одна из форм познания мира. Творческая составляющая воспитания, познание художественной стороны общества. Во время создания картин, скульптур, кукол и других творческих поделок, у детей формируется положительный эмоциональный фон, что способствует усвоению новых знаний о возможных видах художественного  искусства, о  материалах, которые используются при создании той или иной композиции, у старших дошкольников,  интенсивно раз­виваются мыслительные процессы (ана­лиз, синтез, сравнение, обобщение, класси­фикация), уточняются и обогащаются зна­ния об окружающем мире, развивается познавательная активность.
          В процессе подготовки картин использовались разные краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, различные техники рисования. При создании объемных фигур применяли технику оригами, лепили фигуры из глины, теста. Создавали тряпичных кукол, а также из соломы.
         Все выше перечисленные действия связанные с созданием экспонатов для «Художественной галереи» вызывали у старших дошкольников положительные эмоции. В это же время они получали новую информацию о  материалах, которые используются при создании той или иной композиции, что способствовало познавательной активности, детской пытливости ума и наиболее лучшему усвоению новых знаний. Результат - выставка их работ в галерее на обозрение родителей, сотрудников дошкольного учреждения и других детей.
         В поиске новых подходов к познавательному развитию дошкольников не маловажную роль играет эмоциональная составляющая. Полученные в игре знания, усваиваются ребенком тогда, когда от действия он получает удовольствие. 
         Игра – одно из самых важных занятий ребенка, в которой принимают участие и взрослые, закладывая семена для дальнейшего развития, тяге к познанию нового. Радуясь своим открытиям через активные движения, умственные и коммуникативные способности, ребенок получает более широкое представление о мире.
На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что  воодушевление в детской игре создает основу поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе, саморазвития дошкольников, развития познавательной активности. Благодаря яркости впечатлений, эмоциональным моментам наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
Таким образом, наше исследование показало, что чувства, которые испытывают дети во время игр, позволяют ребенку моделировать в своем сознании  картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.  При этом,  преобразования, которые он производит с предметами, носят  творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции. Все это стимулируют познавательную активность, любознательность ребенка

Список литературы
1.      Билева, Г. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы / Г. Билева, Л. Зимина // Дошкольное воспитание. - 2009 - №10 - С.22-25.
2.      Березина, Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. – 2013. -№ 8. – С. 192-195
3. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский - М.: Просвещение, 2005.  - 300 с.
4. Воспитание детей в старшей группе. /Сост. Г. М. Лямина. - М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
5.      Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Дошкольное образование: приложение к газете « Первое сентября» - 2005. № 15 - с 2-4.
6. Дейкина, А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника - Бийск: Изд-во НИЦ Бийск. педагог. гос. ун-та им. В.М.Шукшина, 2002 - 163 с.
7. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002 – 110с.
8. Журавлева, Е. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира / Е. Журавлева /http://nsportal.ru
9. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим. / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2014.- N 7.- с. 31-34.
10. Киреева, О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования / О. В. Киреева − СПб, 2009. − 120с.
11. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - http://linka.alltrades.ru/
12. Листик, Е. М. Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей от рождения до семилетнего возраста / Е. М. Листик //Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения – 2013 - №6 – С.33-37.

13. Локтинова, З. А. Поисково – познавательная работа в детском саду / З. А. Локтинова, В. В. Варыгина // Методист.-  2011. - № 8. - С. 60-64.



Комментариев нет:

Отправить комментарий